Мемориализация Холокоста в Беларуси

Гайдук Татьяна, Беларусь

История Холокоста является предупреждением о бесчеловечности войны. Отдельно в числе десятков миллионов погибших во Второй Мировой войне стоят 6 миллионов жизней – ⅓ всего еврейского населения мира и 10 часть всех потерь в этой войне.  Во время войны, во многих городах и местечках Беларуси существовали гетто. Процесс сохранения памяти о Холокосте можно рассматривать по различным критериям:

  • временном (послевоенное время, 90-е гг., современность);
  • по авторству (государственные или народные);
  • тематике (жертвы, Праведники Народов Мира, подполье).

Большинство памятников и мемориалов,  установленных после войны содержат в себе формулировку «мирные советские граждане»,  при этом слово «евреи»  не используется. Часто изучая места уничтожения евреев, мы говорим языком чисел, не раскрывая при этом биографии погибших. В настоящее время важно не только знать численность уничтоженных, но также возвращать «имена» погибшим.

В послевоенное время была официальная установка на демонстрацию подвигов героев, а не на трагедию народа в войне. Поэтому устанавливались памятники неизвестным солдатам. Для советской культуры памяти был характерен и гигантизм. Со временем произошла трансформация культуры памяти, в прошлое начала уходить гигантомания, используются новые концепции и подходы к мемориалам. 

Ил. 1. Брестская крепость                                           

Ил. 2. Мемориал на месте Бобруйского гетто

Увековечивание событий войны началось после освобождения территории Беларуси. С 1944 года появляются первые памятники, открывается Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны.  Сбор экспозиции музея проходил еще во время войны, и был посвящен партизанской борьбе и военной прессе. Сейчас музей находится возле стелы «Минск-город герой», где проходят парады, посвященные Дню Независимости Республики Беларусь. В музейной экспозиции представлено подлинное оружие, боевая техника и обмундирование, предметы быта, рукописные и фотодокументы, партизанская печать, карты и иллюстраций, рассказывающие о событиях Великой Отечественной войны. Тема Холокоста там представлена скромно, имеется экспозиция, которая посвящена крупнейшему лагерю смерти Тростенцу.

На территории лагеря смерти Тростенец первый памятный митинг прошел осенью 1944 г., памятники же появились в 1960-х гг. Но они увековечивали память не всех мест уничтожения. В Благовщине (центральном месте памяти), мемориальный комплекс открыт только в июне 2018 г., но существовала народная память – с 2010 года началась инициатива Вальтрауд Бартон, за время которой на деревьях появились таблички с именами погибших депортированных евреев и погибших местных жителей.  Сейчас мемориальный комплекс Тростенец включает в себя как и советскую культуру памяти (памятник с вечным огнем, памятник в Шашковке, памятник на месте сарая), так и современные мемориалы «Врата памяти» (2015 г.) и мемориал в Благовщине (2018 г.). Авторам мемориального комплекса в Благовщине удалось сохранить и жёлтые таблички, которые помогают нам восстановить имена погибших.

Ил. 3. Инициатива «Мальвина» в Благовщине

Символом трагедии белорусского народа во время войны является Мемориальный комплекс «Хатынь» (1969 г.). На «Стене памяти» представлены ниши, в которых размещена информация о различных местах уничтожения: шталагах, детских лагерях, концлагерях и даже гетто. Но само слово гетто вы в нишах не найдете, во время создания мемориала не было принято писать не только национальность, но и использовать слово «гетто». Например, Минское гетто мы можем отыскать в крупной нише, узнать, что речь идет о Минском гетто нам помогают слова «район улиц Немига, Заславская ...»

Ил. 4. Надпись в мемориальном комплексе Хатынь о Минском гетто

На примере Минского гетто, мы можем себе представить как трансформировалась культура памяти о Холокосте.  В 1947 г. вернувшиеся после войны евреи города увековечили память жертв погрома 2-3 марта 1942 г., установив один из первых в СССР памятников с надписью на идише – «Чёрный обелиск». Текст написал еврейский поэт Хаим Мальтинский. В начале 1950-х гг. тех, кто активно участвовал в установке памятника, арестовали. Не раз памятник находился под угрозой уничтожения, но минским евреям удалось его сохранить и сделать его местом памяти (каждый год в памятные даты, там проходят митинги памяти).

С 1991 года начнется новый этап в культуре памяти о Минском гетто. Это было связано не только с созданием Союзом еврейских общественных объединений, но также и появлением памятников, связанных с немецкой культурой памяти. В 1992 года была установлена памятная доска, посвященная бременским евреям. В 1993 году прошло и первое публичное мероприятие – памятное шествие от территории бывшего еврейского кладбища по улице Сухой к Яме.

В 1993 г. на бывшем еврейском кладбище был установлен первый памятный знак в память о депортированных евреях из Гамбурга. На настоящий момент тут есть Памятные знаки депортированным евреям из Бремена, Дюссельдорфа, Кёльна, Бонна, Берлина, Вены, Франкфурта-на-Майне, Кенисберга, Брно.

В 2000 г. на Яме создали мемориал, установили скульптурную группу «Идущие на смерть».  На 65-летие со дня уничтожения Минского гетто (2008 г.)  был открыт ряд памятников. На кладбище, где были убиты 5000 евреев, был установлен «Разбитый очаг».  На месте расстрела евреев гетто в бывшей Тучинке был установлен памятник с надписью: «Около этого места в 1941-1943 гг. фашисты расстреляли более 14 000 узников Минского гетто».

 Центром изучения Холокоста в Минске является Историческая мастерская имени Леонида Левина. Расположена она в здании, которое сохранилось еще со времени существования гетто. Являясь местом памяти, историко-политического образования и исследования, с 2003 года она приглашает всех, кто желает заниматься изучением истории Минского гетто, лагеря смерти Тростенец и других мест преступлений национал-социалистов в Беларуси. Она открывает возможности всем заинтересованным, свидетелям и ученым из Беларуси, Германии других стран вести совместные диалоги, высказывать собственную точку зрения относительно истории, исходя из других перспектив, и бороться с предрассудками.

С 2002 года в Минске работает «Музей истории и культуры евреев Беларуси», в котором работает постоянная экспозиция «Холокост в Беларуси. 1941-1944». Там представлены документы и материалы из истории гетто, информация о праведниках народов мира.

Говоря про Праведников народов Мира, в Беларуси есть памятники, которые были установлены спасенными (например, в деревне Поречье 2000 г.). Праведникам народов мира посвящены аллеи праведников в Бобруйске (2005 г.) и Минске (2000 г.)

Ил. 5. Памятник Праведникам. Г. Бобруйск.

Ил. 6. Аллея Праведников. Г. Минск

Подпольная и партизанская деятельность евреев у нас представлена не только названиями лиц, но и памятными знаками: памятная доска Михаила Гебелева, памятник Маше Брускиной (2008 г.)

Уникальным местом, где раскрывается пример спасения и противостояния во время войны, является Музей еврейского сопротивления в Новогрудке. Размещается он на территории бывшего гетто. Экспозиция не только знакомит с жизнью в гетто, но и показывает путь к спасению, в отряд к братьям Бельским. В 2018 году на территории музея, на деньги местного бизнесмена был установлен памятник девочке из гетто – Михле Сосновской.

Ил. 7. Памятник Михле Сосновской. Г. Новогрудок

Тема сохранения памяти о Холокосте актуальна и сейчас, идет активная работа по сбору и сохранению имен погибших в гетто и местах уничтожениях, работа по пополнению музейных экспозиций, созданию и открытию мемориальных памятников. Одним из знаковых событий 2018 года стали памятные мероприятия, приуроченные к 75-летию ликвидации Минского гетто.

 

 

Фотографии: